Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.06.2025, 16:23

Обществозание

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Свобода.

Свобода относится к общечеловеческим ценностям, присущим всем народам во все эпохи. Философов всегда привлекала проблема соотношения свободы и необходимости, определения границ человеческой свободы, степени и форм его зависимости от внешних сил. 

АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА. 
Неизбежно наличие неких рамок, ограничивающих простор нашей активности. Притча о буридановом осле*, не сумевшем реализовать свою свободу выбора, напоминает нам о ненужности и неосуществимости абсолютной свободы. С другой стороны, общепринятые нормы, регулирующие деятельность индивида, необходимы для любого общества («Моя свобода размахивать руками заканчивается рядом с носом моего соседа».) 

ДЕТРМИНИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 
Для многих мыслителей древности было характерно представление о фатальной зависимости человека от воли богов или слепой судьбы. Ведь очень часто усилия человека разбиваются о всевозможные препятствия, или труды его идут прахом после смерти, не понятые преемниками и наследниками. Единственным убежищем от могучей и безликой Судьбы философы-стоики видели, например, внутренний мир человека: как скала противостоит мудрец натиску стихий, ведь ничто не может заставить его поступить вопреки собственным убеждениям. 

Проблема соотношения божественного предопределения и личной свободы стала одной из центральных для христианских философов. Они рассматривали свободу как ценный и одновременно опасный дар Творца: человек получил возможность поступать по своему усмотрению и утратил рай, нарушил замысел Создателя. Его свободная воля - залог его ответственности за свои действия и причина его бед, когда он забывает божественные заповеди. И церковь смиряла гордыню своей паствы, приучая в каждом добром поступке человека видеть божественную помощь, а в общем ходе событий - Его недоступный человеческому сознанию замысел. 

По-иному определяли рамки человеческой свободы философы Нового времени. Законы природы и общественного развития, объективные по своему характеру и лишённые провиденциального смысла, должны быть раскрыты и использованы человеком, если он желает действовать успешно. «Свобода есть познанная необходимость», - отчеканил Ф.В.Гегель. Подобные же взгляды унаследовал марксизм. 

СУБЪЕКТИВИСТСКИЙ ПОДХОД 
Однако многие философы подчёркивают, по-прежнему, способность человека самостоятельно определять свою судьбу. У него всегда остаётся возможность выбора в любой жизненной ситуации и ответственность за принятое решение («Мы выбираем даже тогда, когда мы ничего не выбираем» Ж.П.Сартр). Такая позиция выглядит более активной. 

СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО 
Гражданская, политическая и творческая свобода давно стали идеалом западного общества. Имеется в виду максимально возможный плюрализм в экономике, политике и культуре, «сдержанность» демократически избранной власти. Однако феномен тоталитаризма в СССР, Германии и других странах продемонстрировал возможность отката назад, к временам массового бесправия. Тем важнее было поражение этих политических режимов в борьбе с более свободными общественными моделями. 

Сегодня тема свободы не теряет своей актуальности. Напротив, для политического развития России последних лет характерно, на мой взгляд, постепенное сужение пространства свободы – всё больше запретов и ограничений, всё формальнее демократические процедуры. Всё масштабнее становится манипулирование общественным сознанием через СМИ. Внутренняя духовная свобода человека тоже является скорее исключением, чем правилом. 
 

Категория: Мои статьи | Добавил: Юлия (02.03.2015)
Просмотров: 381 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтовuCoz